Учитель-логопед МАДОУ ЦРР – д/с №18 Муравлева Э.А.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной и сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик по устранению ТНР значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстова, А.Г. Ипполитова, З.А. Репина, М.Е. Хватцев).
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения организма.
Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление из атмосферного воздуха в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ.
Его можно разделить на внутреннее и внешнее.
Под внешним или легочным дыханием понимают процесс обмена газов между атмосферным воздухом и воздухом, содержащимся в легких. Он обеспечивает поступление кислорода в кровь легких, а затем выделения из крови и легких углекислого газа.
Под внутренним, или тканевым дыханием понимают непосредственное участие кислорода, доставляемого кровью, в тканевых процессах.
К органам дыхания человека относятся воздушные пути и легкие. Носовая полость, носоглотка, гортань, трахеи и бронхи проводят, очищают воздух, нагревая и увлажняя его. Но газообмен протекает только в легких. Вентиляция легких происходит за счет ритмичных движений грудной клетки и диафрагмы, т.е. вдоха и выдоха. Работой мышц, участвующих в процессе дыхания, руководит центральная нервная система.