Составитель: пдо Казначевская М.П.

Театр в дошкольном учреждении можно сравнить с волшебной палочкой, которая покажет дорогу в мир детства, сказочных чудес и удивительных приключений.
Театр – это кладовая для решения многих педагогических задач:
эта деятельность развивает координацию движений, ориентировку в пространстве, память, внимание, речь и другие психические процессы.
Несмотря на наше современное время, дети, к сожалению, имеют бедную мимику, плохо скоординированные движения, порой отсутствует чувство ритма. Поэтому всегда с детьми провожу упражнения направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики. Дети учатся передавать образы, повадки животных и сказочных героев.
Мимика - это движение мышц лица, выражающее настроение, внутреннее
состояние человека.
Жест – движения рук, тела, головы.
Пантомимика - выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей
лицом и всем телом.
Попробуйте попрыгать, как лягушка, по заранее спланированному маршруту, улыбаясь до ушей, при этом слова не забыть, еще и голосом управлять, и не растеряться, не застесняться. Не каждому взрослому это под силу, а дети делают это с удовольствием.
На театральных занятиях дети учатся владеть своими эмоциями. Конечно не сразу, но работаю над преодолением страхов, стеснения, зажимов и комплексов детей. Придумать, например, зачем лисе пятьдесят пятый раз по тропинке проходить, виляя хвостом, чтобы ребенок не потерял интерес, не устал, чтобы от театральных встреч позитивные эмоции и успешность. Это все помогают упражнения, игры и театральные этюды.
Основной частью организации образовательной деятельности, являются театральные этюды.
Этюд – это сценка, включающая в себя импровизацию, то есть сочинение в момент исполнения.
Он включает в себя: развитие речи, улучшение дикции, выработка интонации выразительности, закрепление связной речи, памяти, внимания и координацию движения. Проще сказать сочетание движения и речи.
Дети с удовольствием обыгрывают театральные этюды.
Этюды – это своеобразная школа, где дети младшего и среднего дошкольного возраста постигают основы актерского мастерства. Основы кукловождения. Ребенок учится наклонять игрушку вперед, возвращать ее в исходное положение, вести ее по столу, меняя направления. В этот момент происходит работа не только над движением, но и работа актера над собой: развивает речь, внимание, координация, мимика. Такие этюды и упражнения помогают ребенку развить память, воображение, умение двигаться «по сцене», общаться с партнерами согласно.
Этюд - это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением.
Этюды - это импровизация и воображение детей. В основе, которых лежит художественный замысел и простейшая сверхзадача. Необходимо комплектовать разные стороны развития, в которых развивается смелость, пластическая выразительность движений, наблюдательность, фантазия и воображение и т.д. для личностного полноценного развития дошкольника.
Импровизировать – создавать художественное произведение (стихи, музыку) в момент исполнения.
Игра этюд - это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев.
В подборе литературной основы для подобных игр следует использовать:
• Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом
особенностей детей, чтобы вызвать у ребенка яркий эмоциональный
отклик.
• Содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к
происходящему.
• Побуждать детей к активности и самостоятельности действия.
• Содержание литературного произведения должно подходить для
драматизации: обязательный игровой сюжет, роли, диалог, действия
персонажей.
Для реализации игр – этюдов в работе с детьми среднего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно - развивающей среды.
Для создания положительного эмоционального фона в оформлении помещения группы. Поскольку разнообразие содержания игр – этюдов достигается посредством игровых атрибутов, в группе необходимо подобрать игрушки для настольного театра, плоскостные предметы – заместители, театральные куклы (различные животные, люди, предметы быта и гигиены). Так, для настольного театра на начальных этапах используются резиновые и мягкие игрушки определенного размера, которые ребенок может удерживать
в руках и проводить с ними игровые действия (помыть, причесать, почистить зубы, аккуратно накормить, переодеть). Это зайки, собачки, кошки, лиса, медведь и т. д
Затем в практику вводятся театральные игрушки, которые имеют меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые и театральные куклы, которые в конце среднего возраста планируется ввести в игру привычные театральные куклы би-ба-бо.
В дальнейшем вводятся плоскостные графические изображения. В плоскостном театре дети действуют с фигурками – иллюстрациями, приклеенными к палочкам, а также вырезанными бумажными фигурками, которые прикрепляются на фланелеграф, ковролин, на стенд – книжку, на плоскостные ширмы. В группе должны быть наборы к играм – этюдам «Вот как Галю одевали», «Куклу накормили?», «Братишки», «Подружки».
Для того чтобы дети смогли отделить сказочную ситуацию от реальной, уделяется внимание специальной организации пространства игры. В ходе игры – этюдов детям еще сложно определить четкие границы «волшебной страны», поэтому владения ребенка обозначаются разными способами: объемным моделированием – ширмой, занавесом, книжкой – раскладушкой, кубиками, а также моделированием пространства на плоскости фланелеграфа, ковролинографа, стола, пола с помощью нити, лент, обруча и т. п. В данном случае важен показ способа действия. Например, в игре – этюде «Уж я косу заплету» кубиками обозначаются стены комнаты. В игре – этюде «Гном» лентами разграничивается «улица» от «дома детей».
Обучение действиям с предметами – заместителями происходит в процессе создания декораций для игр – этюдов, конструирования " интерьера стихотворения» с помощью предметов окружающего быта – мебели.
Таким образом, в организации пространства важно:
• Использовать настольный театр (резиновые и мягкие игрушки), плоскостные предметы – заместители, театральные куклы (пальчиковые и театральные куклы), то есть все виды театра с учетом особенностей детей;
• Учитывать возможности детей (от простого к сложному, от реалистичных резиновых и мягких игрушек до кукол бибабо), при этом очень важно использовать показ взрослым способов действий с игрушками, моделирование пространства.
Для того чтобы пробудить у детей среднего дошкольного возраста интерес к играм – этюдам, необходимо проводить их два раза в неделю, продолжительность игры – 20 – 25 минут.
Игры – этюды предлагаются и разучиваются с детьми в порядке возрастания требований к поведению ребенка в группе. Так, если вначале от ребенка требуется одновременное и одинаковое действие. Взрослый не только вносит новую игру, но и служит для детей образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно и артистично, он заражает детей своей увлеченностью, весельем, создает эмоциональный настрой. Постепенно при неоднократном проведении игры – этюда, дети начинают выполнять движения самостоятельно.
Для правильной организации игр – этюдов с детьми рекомендуется учитывать следующие принципы:
• содержательность игр, разнообразие тематики.
• ежедневное включение игр – этюдов во все формы организации педагогического процесса, что сделает их таким же необходимым, как дидактические и сюжетно – ролевые игры;
• максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
• сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми;
• подготовленность и заинтересованность воспитателя.
Цели этюдов – упражнений.
• Побуждать ребенка правильно и удобно держать куклу;
• Стимулировать внимание; выполнять движения спокойно,
без напряжения и согласно тексту;
• Следить, чтобы руки и плечи были расслаблены, ребенок не был зажат;
• Развивать выразительность речи и жестов;
• Поощрять любые проявления детской фантазии.
Хорошо известно, что главным спутников в жизни для малыша является его любимая игрушка, любимая кукла. Как много значит ее присутствие для детского сердца, ведь кукла может почти все: выслушать, развеселить, обрадовать, пожалеть. А если вдруг она «оживает», начинает говорить, двигаться, петь и танцевать, то вызывает огромный восторг в душе ребенка.
Такие встречи с театральными куклами близки, доступны и понятны детям, они помогают им расслабиться, снимают напряжение, создают радостную атмосферу, вызывают желание пообщаться с куклой, хорошо ее рассмотреть, взять в руки. Однако нельзя рассматривать кукольный театр и драматизации только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольном возрасте у ребенка формируются отношение к окружающему миру, его интересы, характер. Поэтому в этом возрасте необходимо показывать детям примеры доброты, дружбы, правдивости и трудолюбия. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по нравственному, умственному, эстетическому воспитанию. Для организации кукольного театра необходимы куклы различных систем: яркие, легкие, доступные и удобные в управлении для ребенка.
Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Управление настольными куклами не представляет для детей особой сложности. Ребенок должен брать куклу сзади так, чтобы его пальцы были спрятаны под руками куклы. Кукла может стоять, сидеть, лежать, наклоняться, покачиваться и т д. Если по ходу спектакля кукла идет медленно, то ребенок ведет ее по столу неторопливо, если кукла бежит, подпрыгивает, то ребенок передвигает ее быстро. Если встретились две куклы, то одна слушает не двигаясь, а вторая в это время «говорит», медленно покачиваясь из стороны в сторону в такт речи. Это необходимо для того, чтобы зрители поняли, кто из кукол в данный момент говорит. Очень важно добиваться, чтобы речь ребенка совпадала с движением куклы.
Дать ребенку подержать куклу, хорошо ее рассмотреть, пощупать. Попытаться определить какой у нее характер, голос, походка. Наводящими вопросами дать ребенку попытаться «оживить» куклу.
Задача театральных этюдов – развивать детское воображение. Обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
Со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, используя этюдный тренаж, помогающий развивать внимание и восприятие, прививаются навыки отображения различных эмоций, настроений отдельных черт характера.
В средней группе следует объединить кукол с театрализованной игрой. Неуверенные дети чаще всего выбирают кукольный театр, так как его
необходимый атрибут – ширма, за которую ребенок стремиться спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
Цель образовательной деятельности в старшей группе: развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
Задача, развивать у детей устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности через постановку театральных этюдов.
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению.
В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев.
Цель образовательной деятельности в подготовительной к школе группе совершенствовать артистические способности детей в создании художественного образа через театрализованную деятельность.
Задачи: 1.Развивать эмоциональность, коммуникативные способности.
2.Стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа героя с использованием танцевальных движений, мимики, жестов, изменением интонации. 3.Раскрыть творческий потенциал детей. 4.Воспитывать стремление к самосовершенствованию.
В подготовительной к школе группе этюды усложняются: получают дальнейшее развитие наблюдение за домашними животными, воспитывается уважение к родителям, людям старшего возраста и ровесников, способность думать, анализировать, делать выводы и обобщать.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
Театрально – игровые этюды и упражнения «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; дети мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.
Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик.
Важнейшими условиями в осуществлении работы с этюдами - побуждать детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.
Остановимся на методике театральных этюдов и условиях их
осуществления.
1. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.
Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему.
Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.
2. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует. Акцент делается на модель положительного поведения.
Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).
3. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.
В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д.
Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой.
Цель этюдной работы заключается не только в развитии необходимых актеру профессиональных качеств, - но и имеет большое воспитательное значение. Дети, приобретая технические навыки, легко овладевают природную органику. И пройденный этюд, для них становится уже упражнением для дальнейшего развития как актера - и как личности.
Практика воспитательной работы и ежегодный сравнительный анализ качества знаний и показателей творческого проявления детей показывают: театральные формы дают импульс к развитию познавательных способностей; активизирует мыслительные процессы; пробуждают творческую инициативу, воображение, фантазию.
Сущность воспитания личности заключается в создании естественных жизненных ситуаций, с помощью которых развивается актерская техника. Так называемые театральные этюды, упражнения применяются уже многие десятилетия и служат своеобразным актерским тренингом. Актуальность темы: На сегодняшний день в педагогике искусства, в театре наблюдается устойчивая тенденция использований театральных этюдов для развития актерской техники в творческой индивидуальности детей.

Игра – сказка «Смех сквозь слезы» 
Основой игры является простой, но удивительный прием своеобразного «озвучивания», что делает действие увлекательным и познавательным. Сейчас мы поставим спектакль сказку «Смех сквозь слезы», такой спектакль хорошо поставить, когда собирается много людей. Перед спектаклем распределим роли, чтобы не забыли, кто изображает, кого предоставляю карточки с надписями.
Это спектакль мимики и жестов. Успех зависит от актеров и ведущего.
Ведущий читает громко текст, в замедленном темпе, чтобы артисты успели выполнить действия, и, конечно, выразительно.
Занавес - педагог, исполняющий роль занавеса, он делает движения, изображающие закрытие и открытие занавеса.
Горько плакать – актер может собирать слезы из глаз руками, сотрясаясь телом (беззвучно).
Лужа слез – это место надо прочувствовать так, будто это настоящая лужа, состоящая из жидкости, и вести себя соответственно.
Погрузился в думу – можно изобразить задумчивый взгляд, обхватить голову руками и т.д.
Утешать – гладить, целовать, прижимать, обнимать, уговаривать, убеждать (жестами).
Как вкопанная – остолбенеть, открыть рот, выпучив глаза, чтобы было смешнее.
Цветочки шевелили листочками – шевелить пальцами.
Ветер дует сильно, то слегка – педагог изображающий ветер может подойти к тому актеру, о котором идет речь, поближе и дуть на него то сильно, то слабо.
Пенек, сундук – должны так сложиться, чтобы на них было удобно сесть.
Ветвистый дуб – расставить руки, пальцы и двигать ими в разные стороны.
Прилетел ворон – махать руками, раскрывать рот, подражая птице.
Бабочки порхают – на носочках хаотично двигаются по сцене.

Игра – сказка «Смех сквозь слезы» 
Действующие лица: Принцесса, Царь, Царица, Солдат, Дуб, Подружки, Ворон, Занавес, Сундук, Пенек, Цветочки, Бабочки, Ежики, Ветер, Ведущий.
Занавес открывается.
В некотором царстве, в некотором государстве жила принцесса Несмеяна. Она ходила по двору взад – вперед, прижимая руки то к щекам, то к груди, то к голове, и горько плакала. Слезы текли ручьем, и вскоре она оказалась в луже слез. Услышав ее плач, царь очень испугался, увидев лужу. На цыпочках царь перепрыгнул лужу и давай утешать принцессу. Брал за руку, похлопывал по плечу, утирал слезы, вытирал нос – но ничего не помогло, царевна рыдала. Отец опустил голову ниже плеч, а сам смотрит, озирается. Вдруг он заметил, что появился сундук, такой удобный. Обрадовался царь, сел на сундук и загрустил, погрузился в думу:
«Что делать дальше?»
Занавес закрывается, занавес открывается.
Опять принцесса одна и снова рыдает. Зашли подружки, стали успокаивать, утешать – ничего не получается. Они стали ее тормошить, смешить, строить рожицы, прыгать на одной ноге, падать.
Потом подружки взялись за руки, окружив принцессу, и стали водить хоровод. А принцесса все рыдала. Напоследок подружки погладили ее по голове и тоже заревели.
Прибежала на крики испуганная мать – царица, встала как вкопанная, увидев такую картину, а когда опомнилась, закрыла рот и стала спрашивать, заглядывать в глаза, гладить по головке и вдруг случайно наступила в лужу и чуть не утонула. Заревела и царица белугой.
Наконец, все устали плакать, вытерли слезы и ушли в другую комнату.
Занавес закрывается, занавес открывается.
А в это время шел по лесу бравый солдат.
Занавес закрывается, занавес открывается.
Он размахивал руками топал ногами и весело улыбался, хотя и устал. Вышел на полянку и оглянулся по сторонам. Видит – перед ним пенек, обошел его вокруг и сел. А кругом цвели цветочки. От дуновения ветерка они махали головками, шевелили листочками и улыбались, в воздухе порхали пестрые бабочки, бегали ежики, потом ежики собрались около пенька и стали смотреть на солдата, а солдат на них. Неподалеку рос огромный ветвистый дуб.
Вдруг прилетел ворон, уселся на дуб и давай каркать, широко разевая клюв.
Налетел злой ветер, стал дуть, дуб закачался, ворон свалился с дерева, а солдат упал с пенька, около которого сидели ежики, прямо на них.
Солдат, уколовшись, застонал, заохал, а ежики, испугавшись, убежал. Бабочки закружились и улетели, а цветочки задрожали от страха и прижались друг к другу, а потом спрятали свои головки.
Занавес закрывается, занавес открывается.
Ветер, наконец, стих, угомонился, наступила тишина.
Собрался в дорогу солдат и пошел дальше.
Занавес закрывается, занавес открывается.
Пришел солдат к дворцу и открыл рот от удивления. Красоты дворец был неописуемой. Прислушался солдат, пригляделся и видит: бегут прямо на него царь с указом, царица с принцессой и подружками, и все руками машут. А в указе приказ: «Кто рассмешит мою дочь, тот мужем ее станет и полцарства получит». Приосанился солдат, чуб причесал, поправил мундир и думает: «Попробую, может, впрямь повезет. Принцесса хороша, да и полцарства не помешает». А принцесса рыдает и рыдает. Подошел бравый солдат, взял ее за белые руки и дал клятву, что рассмешит принцессу. Она от удивления плакать перестала, внимательно на него смотрит. Солдат встал на одну ногу, другую подхватил руками и давай кружиться волчком, изображая игру на балалайке. Все засмеялись. Принцесса терпела, терпела, потом вытерла слезы, улыбнулась и в ладоши захлопала. Понравился ей бравый солдат. Солдат от радости упал к ее ногам. Все пришли в неописуемый восторг. Солдата подняли и повели к царю и царице. Царь и царица подняли его, подвели к нему принцессу. Все довольны, кончились слезы, началось веселье.
Занавес закрывается, занавес открывается.
Выходят все артисты. Бурные аплодисменты.
Конец.



Литература:

1.Мерзлякова С.И Театрализованные игры. Методическое издание. – М.:
Обруч.2012.
2.Журнал. Дошкольная педагогика. /январь/ 2011
2. Антипина Е.А. театрализованные представления в детском саду. Сценарии
с нотным приложением. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Детский сад с
любовью)
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,
упражнения, сценарии. – М.: ТЦ сфера, 2006. – 128 с. (Серия «Вместе с
детьми»).
4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в
детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с
методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса (Дошкольное
воспитание и обучение. Приложение к журналу «Воспитание
школьников». Выпуск 12)
5. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с
детьми 6-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.










 

Категория
Родителям