Педагог дополнительного образования Савельева С.П.

Текст

Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вашему вниманию консультацию на тему:

Использование художественной литературы на занятиях по ИЗО деятельности для детей старшего  дошкольного возраста.

Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. 

Литература тесно связана со всеми видами искусства и часто выступает по отношению к ним своеобразной основой. Объединяющим фактором всех видов искусства является образ. На образном содержании базируется любая художественная деятельность. Для каждого вида искусства свойственны свои специфические средства выразительности, доступные пониманию детей дошкольного возраста, а чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для восприятия образа и творчества во всех его проявлениях.

Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.).

Традиционно методы обучения классифицируются наглядные; словесные; практические.

Словесный метод включает в себя: беседу;  рассказ, искусствоведческий рассказ;  использование образцов педагога;  художественное слово. При обучении дошкольников изобразительной  деятельности, особая роль отводится художественному слову, которые рассматриваются в педагогике как один из приемов словесного метода.

Как методический прием художественное слово можно применять в ходе всего занятия – в начале или в конце деятельности детей.

Рифмованное начало занятия является одним из средств организационного момента.

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

 Наши ушки на макушке.

 Глазки шире открываем,

 Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

Быть должны всегда в порядке:

 Альбомы, кисточки и краски.

 А девиз у нас такой:

«Все что надо, - под рукой!»

Добрый день, добрый час!

 Как я рада видеть вас.

 Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Отдых наш кончается,

 Работа начинается.

Сообщение темы занятия посредством загадки, потешки или отрывка из стихотворения.

Перед детьми ставится задача отгадать, кого / или что/ они будут сегодня рисовать. В этом случае необходимо подобрать такой текст, чтобы в нем отразились характерные внешние признаки и индивидуальные особенности образа или /явления/, который дети должны  угадать и передать в своих работах.

Её всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый год –
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот:
Готовят ей наряды.

Зайчик маленький в лесу

Очень всех боится.

И хитрющую лису,

И любую птицу.

Он от страха так дрожит,

Что кусты шатаются.

Очень сложно зайке жить,

Так он всех пугается! 

В начале занятия детям предлагается прослушать художественный текст, в котором говорится о том, кого /или что/ они будут сегодня рисовать. Затем зачитывается отрывок из прозаического или стихотворного произведения, в которых дается описание конкретного образа или явления. После чтения текста воспитатель еще раз уточняет, что дети будут изображать.

В этом варианте не должны использоваться беседы, отвлекающие внимание от художественного текста. Дети выполняют работу на тему, продиктованную художественным словом.

Желтый шарик по траве
Весело катился.
Говорят, на белый свет
Он вчера родился.
Рад он солнцу и теплу
Как любой ребенок,
Мошкам, крошкам, червячку…
Ведь малыш — цыпленок.

После чтения этого четверостишия ребятам дается задание нарисовать цыпленка так, как они ее себе представляют по стихотворению, важно подчеркнуть не только форму, величину, характерные детали предмета, но и цвет

Художественный текст может быть дан как основная тема для изображения. В этом случае детям предлагается послушать потешку,  отрывок из произведения, а затем нарисовать про это кто как хочет. Чтобы у детей сложились определенные представления, содержание текста должно быть достаточно конкретным, а описание образным.

Маленькое солнце на моей ладошке,-

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо,

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета,

Красивых, радужных цветов

На них разбросаны букеты.

Художественное произведение может быть использовано с целью активизации впечатлений, полученных во время предварительных наблюдений на экскурсиях, целевых прогулках, на участке где играют дети и т.д. Под влиянием выразительного текста дети заново испытывают чувства, которые возникли у них при непосредственном контакте с объектом наблюдения. С помощью вопросов / а их надо продумать заранее, педагог активизирует мышление детей, конкретизирует их представления. На занятии по рисованию, например на тему « Прогулка по осеннему лесу», в процессе беседы о том, что ребята видели во время экскурсии, педагог может использовать поочередно несколько четверостиший, загадок ,а также картины.

При обучении и сюжетному изображению по мотивам знакомых сказок, рассказов, художественное слово можно использовать несколько иначе.

Чтобы вспомнить содержание знакомого произведения, иногда достаточно провести короткую беседу. Правильно поставленные вопросы по тексту, помогают детям восстановить в памяти последовательность событий и действий, обстановку, в которой происходили события. Во время беседы можно направлять внимание детей на характер героев, вызвать определенные отношения к ним, что найдет отражение в изобразительных работах ребят.

Например, во время беседы по содержанию сказки «Колобок» воспитатель уточняет с какими животными встретился колобок, какими их себе дети представляют /добрые, злые, добродушные, хитрые и т.д./ А затем предлагает нарисовать встречу колобка с любимыми животными.

 «Колобочек – шалунишка

Громко-звонко песни пел.

Заяц съесть его хотел,

Съесть хотели волк и мишка.

Песенку послушали и …

Не стали кушать…»

Чтобы все дети передали конкретный эпизод произведения, зачитывается только один, выбранный педагогом отрывок. В этом случае художественное слово, нацеливает внимание дошкольников на выполнение определенного задания.

Менее широко используется художественное слово в процессе выполнения задания. Однако и здесь можно найти возможность его применения в коллективной и индивидуальной работе с детьми. Например, ребенок изобразил зимний пейзаж и не знает что ему делать дальше. Воспитатель, стараясь не мешать другим детям читает ребенку стихи.

Тихо, тихо снег идет

Белый снег мохнатый./М.Познанская/

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится./И.Суриков/

Ребенок оживляется: он представил себе, как идет снег и начинает дополнять свой рисунок. Или еще один пример: дети рисовали на тему « Снегопад». В ходе работы воспитатель заметил, что у всех ребят получаются одинаковые снежинки – пятно. И тогда педагог предлагает послушать о том, что рассказал о снежинках писатель В. Архангельский.

С неба посыпались снежинки

Кружатся в воздухе и падают

На землю одна красивее другой!

Вот цветок с шестью лепестками,

Вот звездочка с шестью лучами,

Вот тончайшая пластинка с шестью гранями..»

И рисунки детей сразу расцвели необыкновенными цветами и звездами.

Целесообразно использовать художественное слово и в конце занятий по изобразительной деятельности. Потешки ,стихи, загадки помогут эмоционально закончить занятие , подвести работу к логическому завершению.

Разместив сюжетные работы по порядку следования эпизодов, можно предложить детям восстановить содержание литературного произведения, рассказать о нем .

Рассматривая в конце занятия работы детей, можно предложить выполнить и рассказать стихотворение, потешку или загадать загадку об отдельных изображаемых предметах или наоборот, на тексте художественного произведения найти соответствующий рисунок.

Таким образом, при умелом руководстве художественное слово продолжает жить в различных видах изобразительного творчества детей.

Правильное использование на занятиях изо сказок, стихов, потешек т.д. открывает большие возможности для обогащения детских работ. Художественные образы, содержащиеся в том или ином стихотворении, должны побуждать детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Для этого нужно использовать произведения мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой. Выразительность образа создается при помощи звучных слов, передающих характер природного образа, восторженное любование природой. В пейзажной лирике дошкольник воспринимает, прежде всего, ритм, проявляет особую чуткость к нему, «законы ритма он постигает, легче и быстрей, чем мир форм и цветов». (Тихеева Е.И)

Существенное значение в произведениях, которые используются для детского рисования, имеет олицетворение в них природы. Одушевить природу в стихотворении помогают метафоры. Например, «внучата елочки водят хоровод» (И. Токмакова «Ели» ). Это явление близко детям. Они понимают истинный смысл строк. Известно, что динамичные образы природы изобразить легче, поэтому подбирать следует произведения, в которых образы природы показаны в действии, в развитии. Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристики образов. Различные краски становятся более понятными детям благодаря тому, что поэт очень тонко и выразительно выделяет их в произведении с помощью эпитетов – прилагательных, прямо или косвенно указывающих на цвет предмета. А. Толстой «Осень». Описываются листья «пожелтелые», кисти «ярко-красные», т.е непосредственно диктуется, какую краску нужно взять для изображения того или иного объекта.

 Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Например, ребятам понятно, что «темный лес» нужно изображать насыщенной краской, а «прозрачные леса» требуют изображения более светлыми тонами. Художественные средства помогают также передать определенный колорит пейзажа. И. Суриков «Первый снег». Зимний колорит создается в стихотворении описанием действия. «Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю падает, ложится.»; метафорой – «лес, что шапкой принакрылся, принакрылся чудной.» В произведении А.С. Пушкина «Идет волшебница – зима» передать колорит помогают глаголы, «пришла», «рассыпалась», «повисла», «легла». Стихотворения о природе помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить изображение на листе бумаги. Определенные слова указывают часто на место происходящего действия. Эпитеты- существительные усиливают эмоциональное восприятие образа, подчеркивают его необычность.

 Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение маленького рисовальщика.

Спасибо за внимание!

Категория
Родителям