Подготовили: учителя-логопеды Чукина Е.Т., Плотникова А.Г.
В направлениях, обозначенных в ФГОС, основная цель речевого развития – это формирование навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи в НОД, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр, художественная литература).
Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет жизни. Воспринимая литературное произведение, ребенок овладевает всеми сторонами речи (фонетическая, лексическая, грамматическая), знакомится с разнообразными жанрами литературных и фольклорных произведений и учится формировать самостоятельное речевое связное высказывание с учетом накопленного опыта.
Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, малые формы фольклора.
Особенно эффективна художественная литература в работе с детьми, имеющими ТНР, так как у них страдают все компоненты речи.
Литературное произведение расширяет не только объем активного словаря, но и представляет разнообразные формы словосочетаний, синтаксических конструкций, а также оформление связного высказывания, тем самым развивая выразительность детской речи. В процессе лексической работы, направленной на понимание смысла слов, мы учим ребенка подбирать разнообразные слова при построении связного высказывания, в формировании грамматического строя расширяем запас грамматических конструкций. Развивая фонетическую и произносительную стороны речи, мы улучшаем интонационное оформление детского высказывания, силу голоса, правильность произношения, четкость и темп речи.
Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетические восприятие и чувство. Очень важно эмоциональное и выразительное исполнение произведений. Этому способствует обучение пересказыванию текстов детьми.
Пересказ — деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение ребенка.
Пересказ небольших произведений положительно влияет на связность детской речи: дети следуют образцу литературной речи, подражают ему, правильно выстраивают фразы.
Пересказ литературных произведений высоко ценится в логопедической работе.
На начальном этапе работы использую небольшие тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств.
Всем этим требованиям отвечают произведения Л. Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Л.Е. Улицкой и русские народные сказки. Сказки можно пересказывать, драматизировать при помощи игрушек, фланелеграфа, разных сценок, пальчикового театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.
В дальнейшем объем произведений увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Дети овладевают навыками воспроизведения текста с опорой на иллюстративный материал и помощь педагога: пересказ по опорным вопросам, показ иллюстраций, последовательно отражающих содержание произведения, а в дальнейшем — отдельных иллюстраций с изображением персонажей и существенных деталей. В целях формирования у детей навыков планирования также использую условные наглядные схемы и прием моделирования.
Особое внимание уделяю формированию у детей грамматически правильной речи: усвоение детьми нормативного употребления падежных окончаний имен существительных и личных местоимений, форм согласования прилагательных с существительными (в роде и числе); нормы глагольного управления; разные виды связи слов в предложении.
Включаю в занятия лексико-грамматические упражнения на словоизменения, подбор определений, к заданному слову при характеристике персонажей; упражнения на дополнение предложений нужным по смыслу словом; воспроизведение конкретного фрагмента текста в форме игры-упражнения «Кто лучше запомнил?» и др.
Использую игровые задания с применением полученных навыков у детей для развития внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и в собственных высказываниях.
При коррекции звукопроизношения использую тексты насыщенные необходимым звуком. Например, для автоматизации звука Ль
Мы лепим.
Воспитатель дала детям пластилин. Лёня и Люда сели за маленький столик и стали лепить. Лёня вылепил из пластилина лису и льва, а Люда – стульчик и телефон.
Одним из эффективнейших способов развития речи детей дошкольного возраста является чтение им стихотворных текстов и разучивание их наизусть. Большинство детей с удовольствием слушают стихотворения А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского. Малышам нравится сама мелодика рифмованной речи. Они пытаются повторять отдельные слова. Когда я это замечаю, делаю паузу и жду, пока ребенок самостоятельно произнесет то, что запомнил.
Этот приём я применяю для автоматизации звуков в словах. Например, читая ребенку двустишие прошу его закончить.
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало ….(жарко). С.Маршак
А рядом бегемотики
Схватились за …. (животики). К.Чуковский.
Таким образом, читая стихи вместе, распределяется нагрузка на двоих. В такой ситуации ребёнок не чувствует, что от него хотят чего-то трудного и непосильного. Такой вид работы сообща, где взрослый оказывает необходимую помощь ребёнку и хвалит его за самостоятельно произнесённое слово, укрепляет отношения между малышом и логопедом, стимулирует к дальнейшей совместной работе.
Выразительное чтение ребенка также зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией. С этой целью провожу разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений.
Незаменимым помощником для развития речи детей с общим недоразвитием речи является устное народное творчество, в частности его малые жанры: колыбельные песни, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений: развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, формирования правильного произношения звуков речи, автоматизации звуков, усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.
Колыбельные песни – часть материнского фольклора, в которых выражается нежность и любовь к ребенку. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом.
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Например, обучая детей образованию однокоренные слова, я использую эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
Котя, котенька, коток,
Котик — серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Приди Васеньку качать…
Так же обращаюсь к колыбельным при формировании фонематического восприятия, т.к. этому способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ.
В работе с детьми систематически использую потешки, т.к. они состоят из простых по звуко-слоговому составу слов и словоформ с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это имеет большое практическое значение как для усвоения, так и для употребления этих слов детьми в речевой коммуникации.
В потешках представлено большое количество диалогической и обращенной речи. Примеры такой речи я использую в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи.
При формировании грамматического строя речи, проговариваю, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.
Благодаря использованию потешек успешно пополняю словарь детей, т.к. в них представлены слова, обозначающие действия, которые можно легко продемонстрировать и тем самым связать само слово с действием. (Вспомним потешки «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и т. д.)
Водичка, водичка,
умой мое личико!
Чтобы глазки блестели,
чтобы щечки горели,
чтоб смеялся роток
и кусался зубок.
Употребляется пять разных глаголов в различных грамматических формах. Но все они понятны детям в ситуации умывания. Частое употребление потешки при умывании приводит к ее непроизвольному запоминанию.
Свое название пестушки получили от слова «пестовать» - няньчить, холить, ходить за кем-нибудь. Пестушка забавляется ритмом, изменяя его.
Мы проснулись, потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Здравствуй, солнышко,
Колокольнышко!
Глазки смотрят.
Носик дышит.
Ушки милые
Всё слышат.
Ручки просыпаются
И готовы ножки
Топать по дорожке.
С добрым утром!
Пестушки можно использовать в работе с детьми у которых развитие речи происходит на фоне системных нарушений средней и тяжелой степени.
Прибаутки – это небольшие веселые стихотворения, в которых используются различные фольклорные персонажи. Содержание прибауток познавательное и динамическое.
Коровушка – бурёнушка,
Встаёт она до солнышка,
Травку в полюшке жуёт,
Молочко домой несет
Девочкам и мальчикам.
Это ложка, это чашка,
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала –
Кашки гречневой не стало!
Как же так?
Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.
При чтении прибауток особый акцент делаю на слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, что очень важно при формировании словаря признаков воспитанников.
Текст прибауток быстро запоминается и вырабатывает у детей чувство ритма. Это свойство использую как лучший способ развития координации движения, общей и мелкой моторики.
Установка перевертышей создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств, их содержанием является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Если это вызывает у ребенка смех, значит, он правильно понимает соотношение вещей и явлений.
Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Всё вокруг белым – бело –
Лето красное пришло!
К нам опять весна пришла
С санками, коньками!
Ель из леса принесла,
Свечи с огоньками!
Скороговорки – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. С помощью скороговорок учу правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы. Выполнять грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова.
Активно использую скороговорки для развития у детей фонематического слуха, формирования способности улавливать тонкие звуковые различия, автоматизации звуков речи, воспитании интонационной окраски речи, развития дыхания.
Краб забрался на трап
И заснул крепко краб
А кальмар не дремал
Краба в лапы поймал. (Н.Егоров)
Вымыли мышки миски для мишки (Н.Егоров)
Завизжала пила, зажужжала пчела (Л. Ульяницкая)
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт жизни, они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Через использование сравнений и эпитетов учу воспитанников лаконично выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать свою речь, развивать умение образно описывать предмет.
Отмечаю положительные результаты использования пословиц при развитии связной речи у детей.
Азбука – к мудрости ступенька.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Есть терпение, будет и умение.
Загадки. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Использую загадки в работе с детьми для развития у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Систематическая работа развивает умения детей оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладели описательной формой речи, обращаю их внимание на композиционные особенности загадки, своеобразие ее ритма и синтаксических конструкций, художественного образа, созданного приемами олицетворения, многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений.
Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов беру литературные произведения, иллюстрации, картины.
Она в пушистой шубке
В глухом лесу живет.
В дупле на старом дереве
Орешки все грызет.
Вместо носа - пятачок,
Вместо хвостика – крючок.
Голосок визгливый, звонкий,
У кого?
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Считалки – служат для справедливого распределения ролей в игре. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность произносить раздельно все слова.
Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови! (Л.Кузьмин)
Применяя считалки в логопедической работе отрабатываю чёткость ритма, силу голоса, умение проговаривать раздельно слова.
Считалки тесно связаны с играми, в которых развивается общая моторика, умение выполнять правила игры.
Назначение сказки - развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями.
В русской народной сказке заключено богатое содержание и насыщенность художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими).
Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми с ТНР, мотивации на логопедических занятиях, в своей работе я использую народные и авторские сказки.
В процессе работы над сказкой обогащаю словарь детей, автоматизирую поставленные звуки в словах и самостоятельной речи дошкольников. С моей помощью воспитанники правильно оформляют диалоги, связные монологические высказывания. Развивается просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.
В занятие-сказку включаю задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторных систем. Использование сказочного сюжета позволяет добиваться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.
При отборе сказок учитываю речевые, физиологические и психологические особенности детей группы.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, раскрывает мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Произведения художественной литературы в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи.