Подготовил:  воспитатель Фисун Т. П.

Нервный ребенок, детская нервность - понятия скорее бытовые, чем медицинские, причем понятия очень неконкретные. Под детской нервностью порой подразумевают и обыкновенную педагогическую запущенность, и непатологические, хотя и резко выраженные особенности характера, и самые различные нервно - психические заболевания.

Пытаемся конкретизировать это выражение. Под детской нервностью будем иметь в виду только невротические состояния, или неврозы.

Неврозы – большая группа заболеваний, объединяемых довольно – таки условно. Это различные формы устройств (неврастения, истерия, психастения, невроз навязчивых состояний, невроз страха, вегетативный невроз), преимущественно затрагивающих высшую нервную деятельность.

Клиническая картина неврозов многообразна. Не вдаваясь в подробности, можно назвать такие симптомы, как  повышенная возбудимость, эмоциональная несдержанность (вспышка гнева, раздражения) или, напротив, вялость, апатия, мнительность, утомляемость, бессонница, слезливость, различные неприятные ощущения в области сердца, желудка, кишечника, подавленное настроение, навязчивые мысли и действия.

Одна из главных причин невроза – чрезмерное по силе или длительности напряжение нервной системы, переутомление. Нередко неврозы развиваются на фоне тяжело протекающей инфекции или же хронического заболевания внутренних органов.

Немалую роль в развитии невроза различные психотравмирующие факторы: неблагополучие в семье, тяжелая болезнь кого – либо из близких, непонимание и грубость со стороны окружающих. Поэтому стоит говорить, с одной стороны, о необходимости вырабатывать в себе с самого раннего возраста умении е подавлять отрицательные эмоции, воспитывать самоконтроль, терпимость к людям, а с другой – об огромной важности развития таких качеств, как чуткость, такт, внимание, благожелательность, доброта.

Если бы мы изобразили в виде графика процесс становления нервной системы ребенка, нам не удалось бы получить непрерывную, плавно поднимающуюся кривую. Созревание организма протекает отнюдь не равномерно. Периоды медленного поступательного развития перемежаются более или менее резкими «скачками», для которых характерны значительные изменения в поведении ребенка – результат определенной перестройки, происходящей в организме.

Особая интенсивность этих изменений  свойственна трем возрастным периодам: 3-5 лет, 7-9 лет и 12-15 лет. Эти периоды не без основания называют критическими.

Прежде всего необходимо коснуться вопроса о функционировании нервной системы с учетом особенностей, характерных для детского возраста.

Работа головного мозга представляет собой сложное соотношение двух нервных процессов – возбуждения и торможения. Способность к наиболее эффективному использованию торможения не дана от рождения и возникает у ребенка не сразу. Она совершенствуется в течении жизни и постоянного взаимодействия с окружающей средой. Но «овладение» тормозных процессов происходит у детей довольно медленно. На протяжении всего дошкольного периода возбуждение существенно превалирует над торможением.

Однако с приходом в детский сад ребенок в значительной степени обретает способность освоить те или иные формы поведения в коллективе. Детская непосредственность отчасти умеряется нарождающимися правильными представлениями об окружающем, понимание необходимости соблюдении дистанции. Наряду с преобладающей ролью возбуждения, тормозные процессы в этом возрасте уже достаточно прочны. Все более крепнет активное торможение, возрастает умение управлять им.

С приходом в детский сад жизнь ребенка преображается внешне и внутренне. Появляются какие – то обязанности и задания, повышается уровень требований, расширяется круг друзей, усложняются взаимодействия с коллективом.

Надо сказать, что к этому этапу разные дети подходят неодинаково подготовленными.  Один легко и быстро осваиваются в новой обстановке, без труда переносят смену привычного стереотипа. Таких детей большинство. Другие воспринимают изменения, наступившие в их жизни, резко, обостренно. Это происходит с малышами, нервно – психическая сфера которых слишком хрупка и ранима. Предъявляемые к ребенку требования оказываются сверхсильным раздражителем. Вот тут – то и может возникнуть «срыв».

 Здесь надо сделать пояснение. Если мы говорим, что «срыв» часто может наблюдаться именно в дошкольном возрасте, это ни в коем случае не значит, что, миновав данный возрастной период,  ребенок становится полностью застрахованным от возможности развития невроза. Уже упоминалось, что причины, соответствующие возникновению невротических  состояний, довольно многочисленны и разнообразны. Уровень же нагрузок на психику увеличивается с годами. И в любом возрасте – идет ли речь о ребенке или о взрослом человеке – неблагоприятные обстоятельства (внутреннего или внешнего порядка) могут по той или иной причине сконцентрироваться до такой степени, что человек дает невротическую реакцию.

Из всех неврозов, развивающихся в детском возрасте, наиболее часто встречаются неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.

Неврастения – болезнь, проявляющаяся главным образом в резкой возбудимости и вместе с тем быстрой нервной истощаемости (недаром эту болезнь обозначают как «раздражительная слабость»). Развитию заболевания способствует истощение нервной системы, наступающее в результате перенесенных инфекций (скарлатина, корь, свинка, коклюш и т.д.), ушиба головы, длительное перенапряжения, воздействия внешних психотравмирующих факторов, всякого рода перезагрузок на головной мозг.

Категория
Родителям