Воспитатели: Бакушкина С.А. Дуденкова Н.В.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Хотим представить вам презентацию из опыта работы «Организация релаксации в группе компенсирующей направленности»

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – еще один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.

Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических нагрузок.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Целью проведения релаксации является способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.

Использование в коррекционно-педагогической работе с детьми упражнений на релаксацию помогает решить следующие задачи:

  • укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки;
  • формирование положительных эмоций и чувств;
  • умение контролировать собственные действия и эмоции;
  • концентрация внимания и снятие возбуждения.
  • Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.
  • В процессе выполнения релаксационных упражнений дети могут полежать, если им хочется.
  • Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
  • Выходить из этого состояния нужно медленно, спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.
  • При использовании упражнений на расслабление отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисование или аппликация, то целесообразно выполнить упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи).
  • Целесообразно проводить релаксацию в заключительной части образовательной деятельности или после таких форм работы, которые требуют от ребенка достаточного умственного или мышечного напряжения.
 

Можно выделить следующие виды произвольной релаксации:

Мышечная (различные движения, игры)

Дыхательная (правильное дыхание)

Звуковая (пение, танцы, музыкально-оздоровительные минутки)

Аутотренинг

А теперь остановимся подробнее на каждом из них.

МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ

Эмоциональное перевозбуждение приводит в тонус мышцы, а напряжение мускулатуры не дает полноценно заниматься умственной деятельностью. Методика мышечной релаксации проста и основана на анатомических особенностях: обязательной смене напряжения мышцы расслаблением. Упражнения на мышечную релаксацию задействуют мышцы рук, ног, пресса, груди и спины.

Упражнения на расслабление мышц лица:

«Озорные щечки», «Рот на замочке», «Злюка успокоилась» 

 

Упражнения на расслабление мышц ног:
 

Упражнение «Муравей», «Палуба».

Упражнения на расслабление всего организма:
«Снежная баба», «Тишина», «Летний денек»

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Дыхательные упражнения вызывают изменения эмоционального состояния и влияют на химический состав крови, позволяет переключиться с занимающего разум объекта возбуждения, в то время как глубокий вдох насыщает кровь кислородом. Снижение содержания адреналина, происходящее таким образом, позволяет расслабиться и успокоиться, вернёт ясность ума и способность воспринимать новую информацию. Такая же релаксация для детей ускорит засыпание вечером и в тихий час. Упражнение на дыхание: «Задуй свечу», «Ленивая кошечка».

 

Еще один из способов релаксации приемлемый в использовании для детей дошкольного возраста – это релаксация, связанная с искусством: прослушивание специально подобранной музыки и звуков природы, просмотр картин, фотографий природных ландшафтов, видеосюжетов.

В качестве музыки для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подойдут акустические композиции, имитирующие звуки природы:

  • дождь,
  • шум леса с птичьими трелями,
  • морской прибой.

АУТОТРЕНИНГ

Основа методики аутотренинга самовнушение. «Примеряя» на себя образ спокойного человека мы невольно им становимся. Мысленный приказ коже ощутить касание мягкой травы или теплого песка вызывает эмоции, переживаемые при реальных ощущениях. Дети, активно поддерживающие любую игру, способны достаточно быстро вжиться в образ.

 

В группе проводится такая работа как «минутки шалости» и «минутки тишины». Для расслабления нервной системы и физического напряжения проводятся «минуты шалости», своего рода физкультминутка – дети ходят по массажным коврикам, танцуют, играют в хороводные игры. «Минутки шалости» составлены во многом для облегчения работы воспитателя в момент, когда надо разрядить обстановку в группе и снять эмоциональное напряжение детей.

Например: «Петрушка - веселая игрушка»

Дети изображают веселого петрушку, корчат рожицы и веселят друг друга. «Цирковые артисты», «Оловянные солдатики», «Балерины», «Юные фотографы», «Веселые мячики»

А во время «минутки тишины» дети приходят в себя, успокаиваются под интересный завораживающий рассказ воспитателя.

К непроизвольной релаксации относится сон. Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем активного сознания и пониженной реакцией на окружающий мир.

Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем.

Дышим легко, ровно, глубоко.

Также к непроизвольной релаксации относятся прогулки на свежем воздухе. Известно, что окружающая природа вносит в нашу жизнь спокойствие, хорошее настроение и гармонию с миром.

Прогулки на свежем воздухе должны совершаться как можно чаще, на протяжении 15-20 минут. Лучше всего гулять в парке или лесу, среди деревьев. Считается, что деревья забирают негативную энергетику, а прогулки на свежем воздухе повышают настроение.

Детский сад, детский сад,

На прогулке будет рад.

Соберём скорей букет.

Ах, каких в нём только листьев нет!

Смех – это один из лучших методов непроизвольной релаксации детей и взрослых. Чаще всего дети смеются без всякого повода просто потому, что им хочется смеяться. Как утверждают учёные: 1 минута смеха заменяет 45-минутный комплекс упражнений на релаксацию.

 

В нашей группе мы используем следующее оборудование. Наличие модулей даёт возможность расслабиться, что способствует снятию напряжения, поднятию настроения.

Мини сухой бассейн оказывает снимают напряжение и усталость, поднимают настроение.

Корзинка с клубочками разноцветных ниток поможет успокоить расшалившихся детей, научит их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается.

Использование массажных мячиков поможет снять стресс, обеспечить расслабление.

Зеркальный шар завораживает, расслабляет игрой света и цвета.

Песочные картины успокаивают плавным течением песка.

Таким образом, созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

В результате, дети хорошо обучаются этому непростому умению расслабляться. Даже нам, взрослым, есть чему поучиться у них в этом!

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению здоровья наших деток!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Категория
Родителям