Учитель-логопед Е.Т. Чукина
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.
В начале учебного года обследую речь детей. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Стараюсь знакомиться с родителями детей, которые будут у меня заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы обязательно учитываю:
роль всех членов семьи в воспитании ребенка,
тип семейного воспитания.
Из первой беседы выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности развития, его увлечения, интересы. Не оставляю без внимания тревоги родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи малыша. Эта встреча очень важна для обеих сторон. От ее атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Это настраивает и привлекает родителей на совместную работу. Объясняю, какую помощь жду от них в воспитании и обучении в целях достижения успеха коррекционной работы.
Контингент дошкольников с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи представлен главным образом детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Успешная логопедическая коррекция в этих случаях часто становится возможной только при наличии медикаментозного лечения. Поэтому логопед здесь действует совместно с невропатологом. Всё это очень тактично, доходчиво и серьёзно нужно изложить в индивидуальной беседе с родителями ребёнка. Не всегда родители положительно и правильно воспринимают такую информацию от логопеда. Консультация у невропатолога необходима. Беседа с родителями каждого ребёнка должна быть индивидуальной. В индивидуальной беседе с родителями я стремлюсь не только раскрыть структуру дефекта, но и наметить пути наиболее быстрого его устранения, а это, помимо логопедической, медицинская коррекция. Как я убедилась, лучше не просто сообщать родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказать об особенностях их ребёнка, объяснить, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание.
Совместная работа логопедов с родителями в детском саду является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах: проведение родительских дней, оформление стендов и уголков в помощь родителям, консультации, беседы, чтение лекций, проведение семинаров, обучение родителей игровым занятиям и др.
Групповые родительские собрания в группах проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Стараюсь посещать все родительские собрания в группах по личной инициативе и по приглашению воспитателей. Родительским собраниям уделяю особое внимание, тщательно готовлюсь к их проведению. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняла, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.). Логопеду чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию специалиста. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Понимая важность и значимость консультаций, стараюсь построить их так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы консультаций, которые интересовали родителей воспитанников, посещающих логопункт №1:
- “Артикуляционная гимнастика”;
- “Развитие мелкой моторики” ;
- “Выполнение домашнего задания” ;
- “Развитие внимания и мышления” ;
- “Речевые игры дома”;
- “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;
- “Как научить ребёнка читать” ;
- “Как учить звуко-буквенному анализу”.
Для знакомства с требованиями, приемами и содержанием работы логопеда, наблюдением за своим ребенком приглашаю родителей на открытые индивидуальные и фронтально - подгрупповые занятия. Такая форма работы позволяет родителям: контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно-игрового, речевого материала.
Задача учителя - логопеда: исправление произношения, постановка и автоматизация поставленных зуков. Нормализация произношения у детей проходит в несколько этапов. На последнем этапе происходит закрепление поставленных звуков в самостоятельной речи. Поэтому на заключительном этапе автоматизации чрезвычайно важен контроль над правильным произношением со стороны родителей.
Основной формой взаимодействия с родителями для меня является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется систематически, выдается перед выходными днями на дом, для того, чтобы родители могли с ребенком закрепить пройденный материал. В зависимости от тяжести нарушения речи ребенка задания в тетради даю не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти, мелкой моторики и графических навыков.
Важным событием в процессе взаимодействия учителей - логопедов и родителей воспитанников ДОУ стало заседание "Школы для родителей", где в доступной обучающей и игровой форме специалистами были продемонстрированы основные формы и методы работы по коррекции звуков на примере звука Ж.
Для меня очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, убедить в необходимости закрепления изученного материала в домашних условиях.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.
Использованная литература:
1.Бурлакова М.К. «Советы логопеда», В.Секачёв, М., 2001г.
2.Максаков Александр, «Развитие правильной речи ребёнка в семье»,
издательство: «Мозаика-Синтез», 2008г.
чт, 25.07.2013 - 12:53
Категория
Родителям