Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей?

Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

  1. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
  2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
  3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
  4. Разучивать движения с отстающими детьми.
  5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
  6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
  7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
  8. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
  9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
  10. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
  11. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
  12. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
  13. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
  14. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
  15. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  16. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
  17. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.
  18. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии.

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

  1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность.
  2. Следит за дисциплиной.
  3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

  1. В распевании не участвует.
  2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.
  3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
  4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
  5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения и игры:

  1. Участвует в показе всех видов движений, дает соответствующие рекомендации детям.
  2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
  3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
  4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
  5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
  6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
  7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Категория
Родителям